Главная Полезные материалы Сноубординг. Учимся кататься на сноуборде
Сноубординг. Учимся кататься на сноуборде

Сноуборд Сколько себя помню, на одном месте  меня ничто долго не могло удержать.
Не в том смысле, что быстро надоедает определенное увлечение, и я его бросаю, нет. Просто когда достигаю некоторых успехов, появляется желание снова начать что-нибудь с нуля и овладеть навыком, если не мастера, то хотя бы аматора.

Вот  так, гоняя каждую зиму на лыжах (уже в течении 5-и лет к тому моменту), получая жизненно необходимую дозу адреналина от скоростного спуска и этих крутых,  а порою и достаточно опасных, виражей,  появилось вдруг непреодолимое желание освоить сноуборд. 

Итак, 2010 год,  окончание зимы, горнолыжный курорт «Буковель», преуспевающий лыжник берет в прокате на денёк доску. Определив, какая нога ведущая (та, которая должна быть впереди при езде), ребята из проката настроили для меня крепления, подобрали нужного размера ботинки и, пожелав удачи, посоветовали напоследок в соседнем прокате взять шлем. Как потом оказалось – совсем не зря. Но обо всем по порядку.

А сейчас запомним правило №1:

Не начинать катание на борде, не надев на голову шлем

 Кстати, о ведущей ноге.  Её определить совсем не сложно. Как правило, это та нога, которую вы выставляете вперед, когда скользите по поверхности льда или любой другой скользкой поверхности. Если хотите проверить, самый верный способ – это попросить кого-нибудь толкнуть вас в спину (только не так, чтобы от этого  вы встретились лбом со стеной, а чтобы была возможность выставить ногу вперед для удержания равновесия). Попробовали?  Итак, если верить статистике, 60% из вас (и я вместе с вами) выставили вперед левую ногу, остальные 40% - правую. Все, теперь, можно с уверенностью прикручивать крепления соответственно на лево-  или правостороннюю стойку.

Шлем для сноубордаИтак, взяв подмышку борд, надев на голову шлем, арендованный в соседнем прокатном пункте, с легким чувством гордости (хрен его знает, от чего оно вдруг появилось), улыбкой на лице и необычным ощущением легкости (эх… бордерские ботинки…  это  вам не в лыжных кандалах по улице идти, тут хоть человеком себя чувствуешь), притопал на подъемник. Несколько минут, и вот я на вершине.

На самом деле очень повезло, что я был не один. У нас в компании была девочка, которая к тому времени уже достаточно хорошо каталась на борде. Она любезно согласилась мне немного помочь. Так вот, когда первый раз станете на борд, на мой взгляд, очень полезно, чтобы сначала вам показал технику катания осведомленный в этом деле человек. Ну, если такового нет и оплачивать услуги инструктора вы не намерены, вполне реально, что у вас получится и без них, главное, как всегда, непреодолимое желание и упорство.

В общем,  показали мне азы катания. Собственно, все, что требуется освоить - это как нужно переводить положение тела, чтобы поочередно оказываться на переднем-заднем  кантах, не теряя при этом равновесие. Теоретически сразу все понятно, но когда в одночасье лишенный дарованной природой возможности перешагивать с ноги на ногу лыжник попытался применить увиденное практически – результатом было лишь падение. А падать, я вам скажу, с бордом гораздо неприятнее, чем с лыжами. Как на лыжах было – чего-то расслабился, наскочил на горбик какой-нибудь на приличной скорости, сосредоточился и в одно мгновение  принял оптимальное положение для удержания равновесия. Ну, если не удержал – падаешь, лыжи слетают, группируешься и мягонько приземляешься (по крайней мере, хочется верить, что так умею не только я:) ). А вот б-о-о-рд…. Он, сцуко, вредный тип. Он превращает тебя с HomoSapiens вкакое-то неизвестное природе одноногое существо. Теряя равновесие, ты не имеешь возможности выставить ногу, вот так и падаешь плашмя либо на жопу, либо на локти. Неприятно… но терпимо.

Ботинки для сноубордаНу что же, я вроде понял технику, а теперь нужно просто пробовать. «Отпустил» своего «инструктора» (не маяться же ей со мной, тоже ведь кататься сюда приехала) и отправился в «свободное плавание». Поднявшись снова на вершину, начал свой первый самостоятельный спуск. Скольжу себе потихоньку, позабыв уже напрочь все данные мне инструкции,  и ловлю себя на мысли: «У меня получается! Я сцуко бордер! Й-у-ху!» Но, остановившись, и обдумав свой спуск, эйфорию заменяет разочарование: «Я бля лошара, а не бордер». Дело в том, что природа подсказала мне наиболее безопасный для новичка метод спуска и я автоматически, не задумываясь, его применил. Как  узнал позже – это спуск «ёлочкой»:  поочередно меняешь ведущую ногу (то левая впереди, то правая) и, таким образом, получается, что ты постоянно скользишь,  опираясь на, так называемый, задний кант (упор всегда на пятки). Но это ведь не сноубординг… это пипец какой-то. Нужно  перекантовываться с заднего канта на передний (упор на пятки-упор на носки-упор на пятки- упор на носки), поочередно переводя соответствующим образом центр тяжести.

Осознав всю нелепость своего катания, понаблюдав за некоторыми бордерами (и как они так быстро гоняют?..),  решил продолжить свои попытки. В общем, поняв, что нужно отработать правильную технику, решил использовать пологие спуски. На первый взгляд, чего тут сложного: скользишь себе спокойненько, особых усилий прикладывать не нужно, так как резко тормозить вовсе не требуется. Но как оказалось, пологий спуск для бордера – это, в отличии от лыжника, совсем не то место, где можно расслабиться, выпрямив спину. Дело в том, что когда скользишь тупо прямо вдоль спуска, можно запросто (естественно совсем этого не желая), зарыть передней стороной борда в снег. И тут не нужно быть Эйнштейном, чтобы понять простой физический процесс инерции: имея скорость хотя бы 10 км/ч  - сразу же летишь вперед. И не важно, на что при этом приземлишься –  спину или ребра  - приятного как-то совсем мало.

Падения со сноубордаКстати, на счет падений. Упав за этот день неисчислимое количество раз,  осознав, что тут не так все просто, как на лыжах, могу  с уверенностью советовать, как сделать этот процесс наименее болезненным и травмоопасным.  Итак, думаю в любой другой дисциплине, никто вам не посоветует приземляться на локти, а в сноубординге это самый верный способ (кстати, если вы еще при этом экипированы налокотниками, то тут сам бог велел). Значит, почувствовали,  что сейчас упадем на спину. Концентрируемся, группируемся (немножко приседаем), поджимаем подбородок (наклоняем голову вперед) и собственно падаем – сначала на земле оказывается пятая точка, далее плавным перекатом доходим до контакта  с землей наших предплечий. Сложно? Трудно запомнить? Ничего страшного! Упадете пару раз – поймете.  Следующий раз уже сама природа подскажет, как так приземлиться, чтобы ничего не болело. Ну если что – за вами всегда готовы приехать спасатели и  с комфортом доставить в ближайший травмпункт :). (Шучу! Об этом вообще не надо думать. Если вы вполне здравомыслящий человек, то, даже не имея достаточных навыков ловкости и спортивной подготовки,  вам никогда не потребуется помощь спасателей и тем более врача). Падать вперед  еще проще: сначала земли касаются колени, потом предплечья. Только с коленями поаккуратнее! Они должны амортизировать падение минимально и, в принципе, просто являться перевалочным пунктом на пути к предплечьям. Наколенники, кстати, тоже лишними никогда не будут.

Внимание, никогда не подставляйте кисти рук. Их при падении травмировать проще всего. К слову, однажды мой друг, когда уже успел почувствовать себя супер-пупер сноубордистом, сломал именно запястье.

Итак, правило №2:

Не подставлять кисти при падении

СноубордКогда скорость приличная – тут порою сложно сделать все правильно. Падаешь вперед – оказываешься сразу на локтях (не успел подсесть, чтобы сначала амортизировать падение с помощью колен). А когда падаешь назад – тут еще больнее. Вспоминаю свой  горький опыт. Несколько раз так жестко приземлился на спину, что дыхание перехватило. При этом голова по инерции летит тоже об землю (вот почему так важно в момент падения поджимать подбородок к груди). Кстати, все еще помнят первое правило? Да, без шлема никуда. Пару раз я все-таки не удержал голову над землей и, после жесткого падения на спину,бахнулся затылком об твердую землю. При этом было ощущение легкого сотрясения мозга (головная боль чувствуется еще минут пять), но ощущение благодарности жесткому пластмассовому каркасу, защитившему меня от серьезной травмы головы, значительно перевешиваетJ Кстати, чтобы у вас вдруг не сложилось впечатление, что вам тоже придется все это пройти, обучаясь катанию, сделаю небольшое уточнение – эти жесткие падения происходили со мной значительно позже, в следующем году, когда я уже достаточно уверенно катался. Просто, тогда  во мне уже играл адреналин и я был слишком уверен в себе. В такие моменты   могу легко забыть про осторожность (чего вам категорически запрещаю) и потом за это поплатиться.  И это, между прочим, касается не только контроля скорости и сосредоточенности. Тут хочу вспомнить еще один неприятный эпизод из своего первого опыта.  Экспериментируя, не набирая при этом большой скорости, я, наверное, подзабыл, что нахожусь не один «в этом мире».  Плавно начиная свой спуск, используя метод «ёлочкой»,  был сбит с ног другим бордером.  Он быстро встал и поехал дальше, не извиняясь и не разбираясь, кто прав, а кто виноват. Позже я сам осознал свою вину. Тот участок трассы был узким, а я его еще и «резал» поперек по всей ширине.  И к тому же, сами понимаете, повороты и перестроения впервые ставшего на борд не всегда могут быть ожидаемыми для опытных участников движения. Короче, всегда нужно помнить, что вокруг есть много людей, которые могут неожиданно для тебя оказаться незапланированным препятствием, равно как и ты для них.

Таким образом, мы пришли к правилу №3:

Находясь на трассе, всегда быть предельно внимательным и сконцентрированным

Не важно, новичок ты или профессионал – расслабляться нельзя. И, как ни парадоксально, это в большей мере касается пологого спуска.

Итак, возвращаемся к скитаниям начинающего бордера, автора данной статьи. Думаю, стоит вспомнить эпизод, когда я оказался на грани отчаяния. Еду я на борде уже раз в десятый, вижу у подножья подъемника своих двуногих друзей (если кто не знает, вы так должны называть лыжников, когда сами уверенно стоите на борде). Конечно же, возникает желание показать себя во всей красе. Но, как вы уже,наверное, поняли, кроме смеха  никаких эмоций у них вызвать не удалось. Теряю равновесие и падаю, быстро встаю и… снова падаю… Та чего же ты не скользишь теперь?!! А-а-а!!! Фанера чертова! Верните мне палки, я хочу оттолкнуться!.. Еще парочка конвульсивных движений… всё, я у подножья. Фух, спокойно.  Всем привет! Что? Да, уже немножко получается. Та нет, вы не подумайте, там просто снег хреновый был… Ну все, я поехал, увидимся вечером!

сноубордСкрипя зубами, проклиная тот день, когда «я сел за баранку этого пылесоса», решил, что помучаюсь еще до вечера, а завтра снова лыжи.

В общем,  прошло еще часа два, и я начал свой последний в тот день спуск, который выводил меня прямиком к теплому коттеджу с горячим чаем, холодным пивом и теплым дружным коллективом.

Ощущения в тот момент были, как будто меня переехал поезд.  Болит спина, голова, локти… Куда не дотронься – везде болит. Скольжу плавно, решаю притормозить. И вдруг, о чудо! Притормозил-то я передним кантом (то есть носками, а не пятками). Воспрянув духом, решил попробовать еще раз (а вдруг случайно вышло). Набираю умеренную скорость, основной упор на левой ноге  (напомню, у меня левосторонняя стойка), концентрирую внимание на правой (задней) ноге и резко завожу правое плечо за плоскость, в которой находится спина, описывая при этом полукруг правой ногой. Да! Вот оно, я стою, опираясь на носки, техника освоена. Можно сказать, что дневной план выполнен в полной мере. Аж не верится, честно говоря. Главное теперь это вспомнить в следующем сезоне.

Год 2011-й, снова борд с проката. Первый спуск, парочка мягких падений, идет процесс адаптации.  Что-то пока не очень, не могу вспомнить что ли? Поднялись мы с друзьями снова на вершину.  Пристегнувшись и сосредоточившись, начинаю скользить по плавному спуску. Перекантовываясь  на грани потери равновесия, проезжаю метров 20 и аккуратненько торможу возле ожидающего меня друга  - бордера с 3-летним стажем. Увидев его одобрительный и даже слегка удивленный взгляд, понимаю - теперь и я полноценный сноубордист.

Вот он уже не за горами новый сезон, год 2012-й. Сейчас у меня свой личный сноуборд,  вместе со мной жаждущий блестящего, свежего, умопомрачающего карпатского снега. Желаю всем удачи, увидимся на горке. А напоследок правило №4:

Любите зиму, ведь есть за что ;)

Алексей (с)

Специально для  tourlife.org.ua

Интересная статья? Поделись ей с другими:
 
Разработка и поддержка by Kirips